«Столичные и региональные промоутеры: истории успеха и актуальные вопросы»

Самый распространённый вопрос, который задают друг другу ди-джеи и промоутеры в разговоре с коллегами из других городов, «А как у вас дела с клубами музыкой публикой? Что слушают кого привозят кто собирает?». 

Дискуссия, состоявшаяся на SWMC 2012, была посвящена систематизации подобных вопросов и поиску ответов на них.

SWMC 2012 — «Столичные и региональные промоутеры: истории успеха и актуальные вопросы»

В президиуме:

Алексей Шелобоков, промоутер и владелец клуба «Arma 17»
Сергей Сергеев, промоутер клуба «Солянка»
Роман Бурцев, владелец клубов «Дом Быта» и «Солянка»
Андрей Резников, генеральный продюсер Радио Рекорд
Евгений Горешник, промоутер арт-клуба «Подвал» (Екатеринбург)
Владислав Дудка, продюсер фестивалей «ГЭС» и «A-Zov» (Тольятти)
Фёдор Гладчук, арт-директор фестивалей «ГЭС» и «A-Zov» (Тольятти)
Алексей Шимков, промоутер клуба «Rise» (Уфа)
Глеб Пернаткин, арт-директор клуба «Milo» (Нижний Новгород)

Модератор панели — Дмитрий Шаля.

Данный материал не является полной стенограммой выступлений и подготовлен по итогам двух состоявшихся панельных дискуссий «Истории успеха» и «От Камчатки до Азова: клубная жизнь России. Круглый стол промоутеров». Поскольку обсуждавшиеся и там, и там темы были очень близки, сформирован единый итоговый отчётный текст.

Дмитрий ШаляДрузья, начну с того, что попрошу представителей клубов кратко рассказать свои истории успеха и, желательно, чем Вы занимались до этого бизнеса.

Алексей Шелобоков: Здравствуйте. Основные реалии и этапы биографии «Армы», думаю, и так известны. The Underground Sound of Moscow, сезонный проект Arma 09 и затем Arma 17, пожар в «башне» и переезд в новое здание на полторы тысячи человек, в котором работали 3 танцпола: главный, Bar 17 и Red Room Studio для afterparty с разной музыкой; «Бар 17» был открыт каждую пятницу и субботу, а все 3 танцпола мы задействовали не так часто, раза 3-4 в месяц.

Мы изначально, на стадии формирования концепции, ориентировались на отличную музыку, гастроли по-настоящему нужных имён в нужное время. Первый критерий выбора хедлайнера для нас — это его актуальность, думаю большинство наших гостей оценили такой подход и сформировали своё представление об «Арме» как о команде, чутко отслеживающей тренды и не идущей на компромиссы.

Мы быстро зарекомендовали себя как надёжные партнёры у западных агентств и самих артистов, взяли европейский уровень за основу и держим его.

Около трёх с половиной лет нам понадобилось, чтобы провести различные корректировки, они были поэтапными и касались всего, в том числе и музыки, когда мы от, скажем так, мейнстримового и популярного андеграунда ушли в ещё более серьёзные глубины; надеюсь, вы меня сейчас хорошо понимаете. Первая общая вечеринка с сетевым журналом mixtura.org, называлась «Log», и была этим переходным моментом.

Арма — это наш стиль жизни, совместное музыкальное путешествие, в которое мы приглашаем всех, кому это интересно. Наша основная аудитория это заинтересованные, активные люди в возрасте от 20 до 40 лет.

Сергей Сергеев: Я никогда не скрывал, что до клубного бизнеса занимался игорным. На мой взгляд, существует хорошо зарекомендовавшая себя, выигрышная тактика — сделать, открыть какое-то место, через которое выводить людей уже в следующие свои проекты, но при этом имея репутацию по предыдущему заведению, зарекомендовав себя.

«Солянка» — клуб, ресторан, бар и вдобавок магазин одежды «Twins Shop», которым занимаются Юля и Инга, он открылся одновременно с клубом. У нас подготовлено специальное видео, в котором есть экскурсия во времени и пространстве клуба, из неё многое становится понятно.

(После просмотра). Как видите, через «Солянку» прошли многие значимые деятели московской клубоной культуры и тусовки, некоторые из них сейчас занимают серьёзные посты, но не перестают к нам заглядывать, хотя бы изредка. (Улыбается).

Роман Бурцев: Мой базовый бизнес — это IT, информационные технологии. В добавление к тому, что уже сказал Сергей и что было на видео, скажу, что основой, на которой пишется любая история успеха в нашей теме, является личное, неравнодушное отношение к делу.

Не имеет значения, говорим мы сейчас о желании открыть какой-то свой проект и он будет самым первым, дебютным, либо уже одним из множества в цепочке реализованных замыслов. Когда вы работаете через силу, по необходимости, то вряд ли добьётесь желаемого результата.

Сергей Сергеев: Зачастую на старте нужно заниматься вещами, которые могут идти вразрез с имиджем заведения, но так надо. Интервал смены поколений клубной публики в Москве — около четырёх лет, причём он связан не с возрастом, а связан с качеством. Но вы же понимаете, что четыре года — это вся жизнь для клуба.

Алексей Шелобоков: С каждым годом всё увеличивается андеграунд прослойка. (Чуть больше часа назад с этой же сцены Александр Толмацкий заверял, что андеграунд никому не нужен — прим. Е.Св). Мы будем и дальше развиваться вместе с нормальными людьми, в любом случае будем «воспитывать» публику и понимаем, что одномоментно результатов такого «воспитания» не увидим, но мы готовы ждать.

Дмитрий ШаляСпасибо. К дискуссии присоединяется Андрей Резников, генеральный продюсер Радио Рекорд. Его участие не было первоначально проанонсировано в программе, но мы решили, что с Андреем эта панель будет ещё интереснее.

Андрей Резников: Здравствуйте. Я хотел бы начать свой рассказ со слов благодарности всем региональным клубам, их владельцам, промоутерам и всем, кто здесь присутствует из регионов, за то, что вы боретесь, не сдаётесь в борьбе с «клаб киллерами», маргинальными заведениями алко-угарного формата, не превращаетесь в музыкальные бары, где никому нет дела до хорошей музыки и состоявшихся артистов, а фон создают какие-то люди, не диджеи, за полторы тысячи рублей.

Я хотел бы поблагодарить вас и пожелать вам успеха и процветания.

Помимо радиостанции, у нас есть своё небольшое букинг агентство, которое занимается выступлениями наших артистов в регионах. В 2011 году оно организовало порядка 600 дат, но я подчёркиваю, что агентство небольшое. Для сравнения, в 2010 было около 480 дат.

Дмитрий ШаляАндрей, а, например, в благополучном предкризисном 2008 сколько было продаж?

Андрей Резников: Не знаю, потому что в 2008 мы не считали, а продавали и продавали! (Улыбается. Аплодисменты зала).

Дмитрий ШаляОтлично, а как обстоят Ваши фестивальные дела?

Андрей Резников: Здесь разнонаправленные тенденции, за прошедший сезон что-то добавилось, что-то ослабло.

Рассказать подробнее? Хорошо. Прошлогодние Sensation и Дискотека 90-х вперые были раскуплены целиком, полный sold out, оба раза по 25 000 билетов. «Пиратская станция» взяла новый уровень в 15 000 билетов, это примерно на 10% лучше, чем предыдущий показатель. Зато Mayday и хардстайл стали хуже собирать.

Я бы охарактеризовал ситуацию так: массовые, привлекательные бренды ещё укрепили свои позиции, а остальные либо остались на месте, либо частично «просели». Например, непосредственно в день события, обычный билет на Sensation, входной, без привилегий, стоил 6 000 рублей. Как я уже сказал, это никого не остановило и мы собрали максимум гостей.

Тема «кто собирает, а кто нет», требует отдельного обсуждения и, как мне видится, не совсем в рамках этой панели; вот очень подходящий пример из нашего опыта, рейв «Колбасный цех». Собирались 35 000 человек, в то время как гонорар ни одного из артистов никогда не превышал 5 000 евро.

Сегодня всем нам нужно подумать над ответами на вопросы, а имеет ли смысл платить такие гонорары приглашённым знаменитостям и как соотносится эффективность их привлечения, чтобы «собирать» полные клубы и стадионы, с затратами.

Вот у нас есть Матисс и Садко, их треки постоянно в Top-100 на Битпорте, а часто и в Top-10. Но на треке из топовой десятки мы заработываем 500 евро, возникает вопрос, зачем вообще тогда это нужно. И начинается фокусировка на гастролях.

Менеджмент артиста, который в России почему-то часто ошибочно называют продюсированием артиста, начинает диктовать свои условия. К нам приезжал Авичи за 2 500 фунтов, и был очень доволен. Сейчас уже 120 000 фунтов, когда вышел в мейнстрим. То же самое Дэвид Гетта, с 2 000 евро до 300 000, тут и комментарии излишни.

Но нельзя забывать о том, что модель поп-музыки — она плоха для электронной музыки, и здесь ещё к сожалению не ко всем пришло понимание.

Вот, к примеру, однажды мне позвонил Максим Фадеев и попросил буквально о следующем: «Свяжись с Геттой, хочу сделать совместный трек, группа Serebro и Дэвид Гетта». Я считаю Максима, наряду с Игорем Матвиенко, одним из лучших продюсеров в нашей стране, стоящим на вообще ином уровне относительно остальных, но понимания о возможности взаимодействия поп сцены и клубной сцены всё ещё нет.

Группа «Звери», к примеру, раньше считалась молодёжными героями, но уж точно не в последнее время, а новых героев нет, это вносит свои коррективы в наши взгляды на букинг и звёздность артистов, их статус.

Дмитрий ШаляПрошу Вас, уважаемые участники, рассказать о своих клубах и проектах.

Евгений Горешник: В нашем холдинге Sweet Life Corporation в Екатеринбурге несколько заведений. Два клуба, один из них — коммерческого формата, «Hills 18/36», второй — более андеграундного, арт-клуб «Подвал»; два ресторана, «Кэф» и «Паганини», и бутик-отель «Пастель».

Плюс мы занимаемся организацией массовых и спортивно-массовых мероприятий, оупен-эйров и фестивалей эктремальных видов спорта на южном Урале, магнитогорских горнолыжных курортах.

Владислав Дудка: Мы занимаемся фестивалями уже пять лет, в этом 2012-м ждём всех на шестой сезон. Мы делаем «ГЭС», это ежегодный международный фестиваль электронной музыки и экстремального спорта, и «A-Zov», первый в России глобальный экстремально-танцевальный ивент на море.

Алексей Шимков: Я в клубном бизнесе более десяти лет, одним из главных своих достижений считаю культовый статус клуба «Чаша», который сегодня уже не существует, но живёт в памяти публики как эталон и музыкального вкуса, и технического воплощения, и уровня обслуживания.

Клуб «Райз» открылся чуть меньше года назад, поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы о динамике цифр, но мы уже отметили небольшое падение среднего чека.

Глеб Пернаткин: Наш клуб работает уже пять лет, я в должности арт-директора не так давно, около года, до этого был, скажем так, со-арт-директором.

Мы параллельно ведём сразу несколько направлений активности: привозим звёздных гостей, иностранных и российских, продюсируем своё радиошоу «Milomania» на FM-станции, в том числе и с прямыми трансляциями с вечеринок еженедельно, некоторые наши DJ-резиденты и сами пишут отличную музыку и издаются на лейблах.

В будни работают Black Cafe и White Cafe, по выходным — клуб Milo, на апрель запланировано открытие первого в городе профессионального многофункционального концертного зала и ночного клуба «Milo Concert Hall».

Считаю, мы успешно справляемся с задачами развлечения публики и продажи ей на этом фоне алкогольных напитков по космическим ценам. (Улыбается).

Дмитрий ШаляКак на сегодняшний день в Ваших клубах решён вопрос с платным входом?

Евгений Горешник: Мы вернули платный вход практически сразу, как пережили наиболее кризисные времена. Говорить о возвращении к уровню 2008 года не приходится и я считаю, что восстановление быстрым не будет.

Тем не менее, в условиях, которые сложились сейчас, мы внедрили следующую схему: до полуночи и после 4 часов утра вход бесплатный, с 0 до 4 — 500 рублей, эта схема действует для регулярных вечеринок, без участия дорогостоящих столичных или иностранных ди-джеев.

При внесении депозита за столик, стоимость входа уже включена в этот депозит. «Входные» 500 рублей для нас важны тем, что из этой кассы мы оперативнее выплачиваем заработанное персоналу, не допуская, либо минимизируя задержки.

Если событие с участием звезды, то вход платный в течение всей ночи. Билеты на вечеринки с участием Джона Дигвида, Ника Уоррена, Криса Лейка и других звёзд подобного уровня стоили 1 000 рублей.

При этом желавшие зарезервировать столик и вносили депозит, и приобретали билеты — обычно за две недели до крупного события все столики уже разобраны, наши гости ценят комфорт.

Тем не менее, не только сильные хедлайнеры привлекают публику, но и известные здесь в городе ди-джеи, наши резиденты, и, пусть это вас не удивляет, персонал нашего клуба.

Например, когда наша администратор Анечка празднует свой День Рождения в «Подвале», съезжается весь город, ведь её все так любят! Она круглый год заботится о гостях, она — лицо нашего заведения, обеспечивает всем комфорт и гарантированно высокий уровень отдыха; неудивительно, что раз в год в её день гости с радостью благодарят такого сотрудника за все старания.

Или, например, всегда очень прибыльна организация Дней Рождения наших диджеев-резидентов, их знает весь город, люди привыкли каждую пятницу и субботу приезжать к нам или в праймовое время, или уже под утро на afterparty, у нас самые продолжительные afterparty, до 10 утра, и самые многочисленные.

Из недели в неделю ребята-резиденты проводят свою музыкальную политику, гостям она нравится, они к ней привыкли и неизменно рады видеть наших ди-джеев за пультом.

Реплика из залаНазовите конкретные цифры!

Евгений Горешник: Конкретные цифры? Пожалуйста. Гастроли Ника Уоррена, выручка клуба 600 000 рублей. День Рождения резидента, ди-джея Мишеля Лопеса — 700 000.

Глеб Пернаткин: Мы наоборот, убрали платный вход и вполне комфортно себя чувствуем. В период 2008—2009 годов мы продолжали рост, часто приглашали иностранных звёзд, чем как следует «накрутили» всех конкурентов и, на наш взгляд, таким образом устроили в городе волну активности, внесли существенное разнообразие, серьёзно подняли планку стандартов.

Скоро у нас будут играть The Timewriter вместе с Terry Lee Brown Jr., вход, опять же, бесплатный для всех.

Алексей Шимков: Стоимость входа в «Rise» на регулярные вечеринки составляет 150-200 рублей, с участием приглашённых звёздных ди-джеев — 250-350, действует предпродажа. Депозит столов начинается от 4 000 рублей, при его внесении заранее действует бесплатный вход.

Самое коммерчески успешное событие — выступление Джеймса Забиелы. Политика цен на билеты позволяет нам регулярно привлекать в «Rise» по 500 человек гостей. Есть и российские ди-джеи, гарантированно обеспечивающие высокую явку публики.

Реплика из залаНазовите конкретные имена!

Алексей Шимков: Антон Кубиков, Миша Спирит.

Дмитрий ШаляАндрей уже говорил сегодня о барах как о «клаб киллерах». Как Вы с ними боретесь, и боретесь ли вообще?

Евгений Горешник: В эти выходные, например, пока мы здесь с Вами все вместе в Сочи на конференции, в Екатеринбурге состоится открытие филиала питерского бара «ХХХХ». Мы понимаем, что для нас это означает усиление конкуренции, но не в смысле, что мы с «Исками» схожи по формату, а в том, что к и мы, и они ориентированы на публику определённого возраста, социального положения и достатка, и наши интересы, связанные с этой аудиторией, неизбежно будут пересекаться.

Тем не менее, мы и сами не сидим на месте, а скоро открываем силами нашего холдинга свой музыкальный бар в фешенебельном районе города, в самом центре, где сосредоточены торгово-сервисные точки премиум класса.

Одно из ключевых преимуществ нашего холдинга перед остальными в том, что наши гости бывают везде: они периодически приходят и в наши клубы, и в наши рестораны, мы их держим в курсе всех новинок и событий, чтобы они не зацикливались только на одном заведении.

С открытием музыкального бара мы предложим новый формат, но не будем переориентироваться только на него, а продолжим параллельно развивать и клубную, и ресторанную темы.

Глеб Пернаткин: В Нижнем Новгороде существует довольно чёткое разделение, для кого работают какие заведения и кого они в первую очередь хотят видеть у себя в гостях. Есть востребованный соответствующей публикой формат «у нас ничего не изменилось со времён 90-х», есть а-ля гламурные места «у нас дорого и весь интерьер блестит» и т.п.

Milo в этом смысле занимает уникальную, свою нишу: культурным и активно живущим у нас комфортно, а нежелательная публика и не стремится попасть сюда. О продаже алкоголя я уже говорил. (Улыбается).

Алексей Шимков: В Уфе есть и алко-треш, и алко-фешн, клубы действительно больше превращаются в бары, но «Rise» имеет свою стабильную публику, предпочитающую, как и мы сами, музыку Progressive, Deep и Tech.

Выверенная музыкальная политика и компетентные ди-джеи, её проводящие, являются ориентиром для ценителей и в целом привлекают на наши события приятных людей.

Дмитрий Шаля: Есть ли вопросы из зала? Уважаемые коллеги, Вы можете продолжить обсуждение интересующих Вас вопросов в индивидуальном порядке, мы начнём подготовку к следующей панели.

P.S. Опытом международного букинга поделились и зарубежные коллеги, Боян Боскович (генеральный продюсер фестиваля Exit, Сербия) и Ричард Зилма (генеральный продюсер Amsterdam Dance Event, Голландия), а также Джо Сигмунд (букинг-агентство Bullitt Agency, США) и Джеймс Баллок (букинг-агентство Elite Music Management, Великобритания) — материалы с панельных дискуссий с их участием готовятся к публикации.

  • Нравится
  • Tweet
  •