ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ PR

pr

Войны вообще и Вторая мировая в первую очередь являются, по мнению некоторых исследователей, главным стимулом быстрого развития ПР, причём не только в США, но и в Великобритании, Германии, Франции, других странах. С 1941 по 1945 г. в США множество различных листовок создавалось для воздействия на поведение как собственного населения, военных, партизан, так и войск противника. Листовки были различные по функциям: информирующие и дезинформирующие, призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение, создающие смысл и лишающие смысла.

В США главным координатором рынка социальной рекламы выступает Рекламный Совет — неправительственная организация, созданная в 1942 году . Первой задачей Совета была мобилизация нации на достижение победы во Второй мировой войне . В послевоенные годы этот орган занялся планированием работы по социальной рекламе. Годы Второй мировой войны придали новый импульс развитию ПР как профессиональной деятельности. Началась массовая подготовка кадров, работающих с информированием населения. В это время, прежде всего, активно развивались правительственные ПР. Меры по жёсткому государственному регулированию отношений между трудом и капиталом (признание юридического статуса профсоюзов), достигнутое взаимное обязательство рабочих (избегать забастовок) и предпринимателей (не прибегать к увольнениям), соглашение правительства со СМИ о введении некоторых элементов цензуры, осуществление программы лендлиза – всё это требовало серьёзной работы по информированию общественности и разрешению конкретных ситуаций с весьма разнообразными целевыми группами. Важную роль в этом сыграла деятельность созданного в США Военного рекламного совета, в задачи которого входили информирование общественности обо всех аспектах военной деятельности, поддержка действий правительства и его положительного имиджа внутри страны и за границей, поддержка сотрудничества индустриального сектора и общественности, создание «единого потока» военной информации под контролем правительства. Первым директором Комитета военной информации назначается Э. Дэвис – весьма известная фигура в истории ПР и журналистики. В 1943 году военные открывают собственное Армейское агентство новостей. В годы второй мировой в США наибольшее развитие получили «паблик рилейшнз» на государственном уровне. Великая депрессия породила потребность в развитии системы социального обеспечения, руководители которой быстро пришли к пониманию необходимости налаживания марочных контактов с общественностью. Военное командование, с опаской наблюдавшееза ускоренным созданием военной машины в Германии и Италии, стремилось заручиться общественной поддержкой с целью укрепления вооруженных сил страны. Колледжи и университеты, попавшие в сети неразрешимых финансовых проблем, все чаще пытались использовать «паблик рилейшнз» для сбора пожертвований на нужды образования. Лидеры бизнеса все чаще обращались за помощью к специалистам ПР, пытаясь бороться с жестокой критикой в свой адрес. Наблюдалась отчетливая тенденция отказа от эпизодических и защитных мер в сторону более позитивных и постоянно действующих программ, выполнением которых призваны были руководить вновь созданные отделы «паблик рилейшнз», растущее профсоюзное движение также осознавало, что у него есть определенные проблемы и что для решения этих проблем требуется квалифицированное руководство. Рузвельт издал в 1942г приказ, в соответствии с которым в стране создавалась Канцелярия военной информации (Office of War Information). Канцелярия представляла собой агентство, которое своевременно указало руководству страны на необходимость активного противодействия расространению в мире искаженных представлений о США и их политике. В январе 1941г руководитель службы ПР Сарлес попросил составить план создания «очень компактного бюро по связям с общественностью. С началом войны штаты этого бюро быстро увеличились. Военно-воздушные силы страны под командованием Арнольда Х.Х. быстро набрали внушительную группу квалифицированных специалистов в области Пиар и рекламы. Перед ними была поставлена задача пропаганды боевых возможностей ВВС. Несмотря на то, что вооруженные силы вступили в войну слабо подготовленными, с точки зрения «паблик рилейшнз», этот недостаток был исправлен достаточно быстро. При этом в основном приходилось решать вопросы паблисити, военной цензуры и оказании помощи военным корреспондентам. Англичане в годы войны не сильно продвинулись в развитии своей пропаганды. Следует признать заслугу англичан в использовании новых средств военной пропаганды, в частности, радио. Но по-прежнему основной упор делался на стимулирование стойкости нации в борьбе с фашизмом. Во время Второй Мировой войны была проведена ужасная пропаганда нацизма для достижения одобрения и согласия масс. Воздействие на противника ограничивалось «пропагандой ужасов», к которой у немцев был иммунитет. Американская пропаганда строилась по принципам рекламной кампании, героями которой порой были звезды кино, включая Микки Мауса. Тексты листовок, которые предполагалось разбрасывать над территорией противника, сначала «апробировались» на своеобразных фокус-группах. Со своей стороны, ветеран-консультант Dan Edelman, восьмидесятилетний основатель гигантской фирмы информационных систем и ПР “Edelman PR Worldwide”, вспоминает, что во время Второй Мировой войны самым важным фактором информации была правдивость освещения событий Соединенными Штатами Америки. Edelman знает о чем говорит: он сам был во время этой войны офицером по связям с общественностью армии США. Он изучал журналистское дело в Колумбии и работал главным образом на передаче информации радио информации во время войны. Он утверждает: “Мы передавали правду”. “В то время, как немцы информировали, что Лондон был разрушен от бомбардировок, мы рассказывали каково было положение дел на самом деле, какие части города были на самом деле разрушены, а какие нет”, — вспоминает он. После войны Edelman работал на CBS,а затем стал заниматься связями с общественностью в Нью-Йорке. Он работал ПР-менеджером в косметической компании, которая в дальнейшем стала частью компании Gillette, до тех пор, пока сам не основал 1 октября 1952 года свою собственную консультационную компанию “Edelman Public Relations”, Edelman мог доказать важность радио передач, как средства информации и убеждения, когда был на фронте во время Второй Мировой войны. “Психологическая война, осуществляемая при помощи радио, была очень эффективной, – вспоминает он, — и, так как мы передавали правду, то народ нам верил[4] . В годы второй мировой войны удалось подготовить огромное число специалистов в области паблик рилейшнз, высокая квалификация которых пригодилась и годы послевоенного экономического бума. Вторая мировая вывела на передний план платную рекламу как важный инструмент связей с общественностью, имеющий несколько разновидностей: престижная реклама фирмы, реклама типа «обращение к общественности», проблемная реклама (реклама, посвященная тем или иным общественным проблемам), разъяснительно пропагандистская реклама и институциональная реклама.

  • Нравится
  • Tweet
  •